| 
| Борис Михайлов |  
|  Борис Михайлов, Берлин 2002
 |  
| Имя при рождении: | Борис Андреевич Михайлов/Борис Андрійович Михайлов |  
| Дата рождения: | 25 августа 1938(1938-08-25) (73 года) |  
| Место рождения: | Харьков, СССР |  
| Гражданство: |  Украина |  
| Жанр: | фотография |  
| Известные работы: | «История болезни» |  
| Влияние на: | Сергей Братков |  
| Награды: | Премия «Хассельблад» (Швеция) |  Борис Андреевич Михайлов (укр. Борис Андрійович Михайлов; 25 августа 1938, Харьков, СССР) — советский украинский художник, фотограф.  БиографияБорис Михаилов, один из наиболее значимых современных фотографов, инженер по образованию. Свой творческий путь и первые фотографические опыты он начал в Харькове. Его работы стали символами социальной документальной фотографии. В конце 1960-х годов он провел свою первую выставку. После того, как работники КГБ нашли фотографии его обнаженной жены, и обвинили его в порнографии, ему пришлось оставить работу инженера на харьковском заводе и подрабатывать на различных работах, все свободное время отдавая фотографии. Полностью посвятил себя искусству с 1998 года. Он снимал документальные сцены повседневной жизни. Самым известным циклом работ периода 1968—1975 стала «Красная серия». На этих фотографиях, где были изображены люди, их быт и городская жизнь, он главным образом использовал красный цвет. Красный служил символом Октябрьской революции, коммунистической партии и социальной системы советского общества. Считается, что данные работы критически освещали существующую тогда политическую систему. К работе Klebrigkeit (1982) Борис Михайлов добавил примечание, где объяснил, что использует работы, как записи в дневнике. Важной частью современного искусства считаются его работы «История болезни». В этом цикле он исследует последствия развала Советского Союза для людей, живущих в тех условиях. Он систематически снимал бездомных и люмпен-пролетариев, которые доверяли ему и соглашались на откровенные фото. Более 500 фотографий изображают людей, которые после развала Советского Союза не смогли найти свое место в жизни и обеспечить себе достойное существование в новой социальной системе. Борис Михайлов откровенно и прямо критикует "маску красоты", анализирует стихийное неприятие постсоветского капиталистического образа жизни. Это один из самых знаковых и лучших циклов его работ, которые стали признанными мировыми шедеврами социальной документальной фотографии. Борис Михайлов — единственный украинский лауреат международной премии «Хассельблад» (эквивалент Нобелевской премии в области фотографии), которую ему присудили в 2000 году. В 2008 году избран членом Академии визуальных искусств в Берлине. Живет и работает в Берлине и Харькове.  Работы находятся в собраниях
MoMA, Нью-Йорк.Metropolitan Museum, Нью-Йорк.Tate Modern, Лондон.Victoria & Albert Museum, Лондон.Музей Stedelijk Museum, Amsterdam.Frans Hals Museum, Haarlen, Holland.Tel Aviv Museum of Art.Pinakotek der Moderne, Munchen.MUSAC, Lion, Spain.Ludwig Museum Koln, Germany.ICA Boston.ICA Chicago.National Museum of Art, Ocaka, Japan.Nationalgalerie in Hamburger Bahnhof, Берлин.BMW Bank Collection, Germany.DZ Bank Collection, Germany.Deutcher Bank Collection, Germany.Art Gallery of South Australia.Museum Folkwang, Essen, Germany.Saatchi Collection, Лондон.Berlinische Gallery, Берлин.Русский музей, Санкт-Петербург.Музей Art4.ru, Москва.Московский дом фотографии.Музей Стеделик, Амстердам.Библиотека искусств Государственных музеев Берлина, Берлин.DAAD Berliner Kunstprogramm, Берлин.Галерея искусств города Берлина, Берлин.Музей фотографии в Винтетуре, Винтетур.Музей Шпренгель, Ганновер.Музей современного искусства, Загреб.  Персональные выставки
2009:«Место, время... » Манеж, Москва (В рамках 3-й Московской биеннале современного искусства)[1]2008: «Бриколлаж». ГЦСИ, Москва.2008: «Красный. Коричневый. Вчерашний бутерброд». Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.2006: Bereznitsky Gallery, Berlin, Moments/Monuments2006: Shugoarts, Tokyo, Yesterday’s Sandwich2005: Galerie Ilka Bree, Bordeaux, Butterbrot2005: Centre de la Photographie, Geneve, Look at me I look at Water2004: Palau de la Virreina, Barcelona2004: Galerie Barbara Weiss, Berlin, In the Street2004: Institute of Contemporary Art, Boston MA2003: Fotomuseum Winterthur, Private Freuden, lastende Langweile, öffentlicher Zerfall — eine Retrospective2002: Pace/MacGill Gallery, New York, The Insulted and the Injured2001: Haus der Kulturen der Welt, Berlin, Case History&Heiner Müller Project2001: Saatchi Gallery, London[1].1994: «У земли», XL Галерея, Москва  Авторские книги
1995 If I were a German,Verlag der Kunst Dresden,ISBN 3-364-00352-11995 Boris Michaijlov,Oktagon, Stuttgart, ISBN 3-89611-001-21996 By the Ground,Oktagon,Stuttgard,ISBN 3-9227789-91-71996 At DUSK ,Oktagon,Stuttgard,ISBN 3-927789-91-71998 Unfinished Dissertation,Scalo, Zürich,ISBN 3-931141-97-71999 Case History ,Scalo,Zurich,ISBN 3-908247-09-81999 DrucksacheN.F.4,Boris Mikhailov,Internationale Heiner MullerGesellschaft e.V,ISBN 3-933807-21-22000 55 Boris Mikhailov,Phaidon ,London2000 Dance, Mikhailov: The Hasselblad Award 2000,Scalo,Zurich,ISBN 3-908247-42-X2002 Salt Lake ISBN 3-88243-815-02003 Eine Retrospktive, Zürich2004 Look at Me, I Look at Water…or Perversion of Repose, Göttingen ISBN 3-88243-968-82004 A Retrospective2007 Yesterday’s Sandwich ISBN 978-0-7148-4636-12007 Crimean Snobbism2007 Suzi et Cetera ISBN 978-3-86560-113-12010 Maquette Braunschweig ISBN 978-38652183462011 Tee,Coffee,Cappuccino2011 Wedding  Награды
1997 Премия Альберта Ренгера-Патча1996 Award of Coutts Contemporary Art Foundation, Switzerland2000 Премия «Хассельблад», Гётеборг, Швеция2001 Citibank Fotografie-Preis2001 Foto-Buchpreis der Krazna-Krausz-Stiftung, London (Kraszna-Krausz Book Award)  Литература / Интервью
Елена Соколинская /Василиса Егорова/ интервью Борис Михайлов: «После Сталина в Харькове началась сексуальная революция». «Сегодня», 8 сентября 2008 года [2]Боде М. «Объективом вниз», «Газета» 2008 [3]Собств. корр. «Европейский триумф харьковских бомжей», «День» 2001 [4]Игорь Гребельников «Фотограф заработал на бомжах. Очередная премия Борису Михайлову» Газета «Коммерсантъ» 2001 [5]Ильдар Назыров «Разговор с Борисом Михайловым» 2002 [6]Александр Мильштейн "Борис Михайлов: «Я не порчу реальность» Арт-Азбука 2007 [7]Фаина Балаховская "Борис Михайлов: «Москва не хочет бомжей» TimeOut 2008 [8]Давид Рифф «Борис Михайлов, или Судьба свободного времени» 2008 [9]Тетяна Терен «Борис Михайлов: Із фотографії вийшло повітря…» [10]Сергей Васильев «Семейный альбом. Интервью с Борисом Михайловым» журнал ШО/Проза [11]Инна Петрова "Борис Михайлов: «Показывать гадости — этого мало» Медиа группа «Объектив» 2008 [12]Михаил Сидлин и Виктор Мизиано «Время бомжей: Борис Михайлов снимал бездомных как последних героев СССР». photographer.ru [13]Юлия Кисина «Аморальный кодекс Бориса Михайлова». Радио Свобода 2011. [14]  Ссылки Примечания |