Николай Фёдорович Лапшин (6 января 1888, Санкт-Петербург — 1942, Ленинград) — русский живописец, график, педагог, книжный иллюстратор, член Ленинградского Союза художников, театральный художник, автор статей по вопросам искусства, один из видных представителей ленинградской школы пейзажной живописи[1]. БиографияНиколай Фёдорович Лапшин родился в Петербурге. Художественное образование Н.Ф. Лапшина не было систематическим: он учился в начальной школе ЦУТР барона Штиглица(1900), в Политехническом институте (1909), в рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Билибина, А. Рылова, Н. Химоны( 1912-1915), в частных студиях Я. Ционглинского (1911-1912) и М.Бернштейна(1913-1914). Участвовал в Первой Мировой войне, был ранен. В 1913 г. в Москве знакомится с М. Ларионовым и Н. Гончаровой, под их влиянием обращается к изучению русской иконописи и народного искусства. Занимается вместе с Н. Гончаровой росписью декораций для постановки оперы Н. Римского-Корсакова "Золотой петушок". Первая выставка, в которой Лапшин принял участие: "Мишень" (1913). На выставке "№ 4. Футуристы, лучисты, примитив" в 1913 г. Лапшин (под фамилией Лопатин) экспонировал несколько картин, вдохновлённых "лучизмом" М. Ларионова. Член объединений: "Союз молодёжи"(1917-1919), ОНТ (1922-1923), Общество художников-индивидуалистов (с 1922), "4 искусства" (с 1926). В 1920- е гг. выступал, как художественный критик. В 1922 г.- сотрудник Декоративного института. В 1920-1921 гг. Лапшин заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса.
Преподавал в Художественно-технических мастерских (1920-1922), в Ленинградском строительном техникуме(1931-1933), в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства(1923),на графическом ( 1929-1941)[3] и на архитектурном факультете ВХУТЕМАС — ЛИЖСА ВАХ (с 1933). C 1928 по 1035 г. был художественным редактором журнала "Ёж". Работал также в журналах "Жизнь искусства", " Робинзон" и др. В книжной графике Н.Ф. Лапшин стал одним из зачинателей иллюстрирования " познавательных" (научно-популярных) книг для среднего школьного возраста, доказывая своей работой, что авторы текста и иллюстраций являются двумя авторами одной книги. Лапшин в книжной графике с середины 1920-х.[4] и иллюстрировал книги разных авторов, в том числе Н.Заболоцкого (под псевдонимом Я. Миллер) но чаще всего имя Лапшина в детской книге связывают с именем М. Ильина. Некоторые их совместно сделанные книги (не менее четырёх) вышли в 1930- е гг. в США. Всего Н.Ф. Лапшиным проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.[4] Лапшин иллюстрировал книги при помощи крохотных рисунков-ремарок, отличавшихся лаконизмом и острой выразительностью.[4] В качестве соавтора совместно с Осипом Мандельштамом работал над книгой «Шары» (Л:ГИЗ, 1926). Наиболее известная книга, проиллюстрированная Н. Лапшиным и получившая Международную премию на конкурсе художников детской книги в США: "Путешествия Марко Поло", Нью-Йорк, 1934. Кроме книжной и станковой графики, Николай Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах. В последние годы жизни работал над серией видов Ленинграда. Среди них - "Первый снег" (1934, ГРМ), "Переход через Неву" (1935, ГРМ)[5]. Наиболее значительным периодом работы Лапшина в станковой графике считаются серии акварелей, сделанные в промежутке между 1936 и 1941 годом. Был женат на Вере Васильевне Спехиной (1894-24.1.1942, умерла в блокаду). Жил в Петербурге, на наб. Мойки, д. 64, кв. 32. Николай Фёдорович Лапшин умер от голода в блокадном Ленинграде, 24 февраля 1942 года.[4] В последние месяцы жизни написал воспоминания, изданные в 2005 г. [6] ТворчествоЛапшин – художник Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в этом городе он родился и прожил всю жизнь. В городских пейзажах Н.Ф. Лапшина, как это вообще свойственно петербургскому и ленинградскому искусству, рациональное - строгий профессиональный расчёт и внутренняя самодисциплина художника - всегда сопутствует эмоциональному. [7] Живописная система Лапшина строится на следующих принципах: выверенная конструктивная построенность, строгий отбор компонентов избранного мотива, и лаконизм колористического решения, с поражающей точностью попадающего в характер времени и места. [8] Принцип его работы с пейзажем – работа по представлению, позволяющая из непосредственных наблюдений натуры силой обобщающего художественного мышления добиться цельности произведения. Именно общность этих принципов, разделяемых Лапшиным с близкими ему по духу художниками, стали основой такого явления, как ленинградская школа живописи. Этот феномен изобразительного искусства 1930-х – 1940- х гг. был отмечен в 1935 г. критиками Н.Радловым и Ю.Бродским. Ленинградская школа сразу была отделена и от авангарда и от соцреализма, не имея с ними общего, как некий "третий путь". Этот термин был локализован с 1976 г. для небольшой группы художников, работавших в Ленинграде в 1930- 50 е гг. и объединяет круг мастеров, чьё творчество ( по методу работы и по мировосприятию) имело ряд общих черт, в совокупности достаточных для того, чтобы назвать их школой. Впервые определение явления «ленинградской школы живописи, прежде всего пейзажной» появилось в 1976 г. в статье ленинградского искусствоведа Л.В.Мочалова, [9] перечислившего художников: В.Гринберга, Н.Тырса, Н.Лапшин, А.Успенский, А.Ведерников, В.Пакулин, А.Русаков, - и объединившего их под именем ленинградской школы живописи. О «ленинградской школе живописи» писали искусствоведы Б. Д. Сурис, В. Г. Перц, А. И. Струкова, Г. Г. Поспелов, Ю. А. Русаков, П. Ефимов, А. И. Морозов, [10] М. Ю. Герман [11], О.Н. Шихирева, А.Д. Боровский и многие другие. Большинство указанных художников объединяли «декларированная ориентация на французскую живопись», преимущественно на А. Марке, А. Матисса, Р. Дюфи и др., и, поскольку школа чаще всего формируется вокруг одного художника, нередко упоминается их обучение у А.Е. Карева и К.С.Петрова-Водкина. Кроме Н.Ф. Лапшина, художниками ленинградской школы считаются : А.С.Ведерников, Г. С. Верейский, В.А.Гринберг, Н.Д.Емельянов, Б.Н.Ермолаев, А.Е.Карев, П.И.Львов, В. В. Пакулин, А.Ф.Пахомов, А.П.Почтенный, В. Н. Прошкин, А. И.Русаков, Ю. А. Сырнев, Г. Н. Траугот, Н. А. Тырса, А.А.Успенский, Я. М. Шур, С. Чугунов. Иногда к ним также причисляется В. В. Лебедев. Хотя с его именем чаще всего соотносится круг художников руководимого им издательства Детгиз, и ленинградская школа книжной графики. Н.Ф. Лапшин, как и В.А. Гринберг, является ключевой фигурой в истории ленинградской школы: «Когда мы очерчиваем круг этих мастеров, то наряду с Гринбергом вспоминаем Н.Ф Лапшина и А.С. Ведерникова, А.А. Успенского и Н.А. Тырсу. Всем им была свойственна высокая художественная культура и то, что по выражению Н.Н. Пунина можно назвать «ленинградским ощущением живописи.. с каким-то глубоко честным, глубоко чистоплотным отношением к средствам выражения». [12] «В 1930- х гг. в советском искусстве работали мастера, объединяемые в нашем представлении понятием «ленинградская школа». Не повторяя предшественников, они по-новому раскрыли поистине неисчерпаемую, всякий раз поворачивающуюся тему: Н. Тырса, В. Гринберг, А. Русаков, В. Пакулин, А. Ведерников и ряд других. Лапшин - на одном из первых мест, среди тех, благодаря кому мы вправе сказать: так же, как в своё время мастера "Мира искусства" открыли графическую красоту великого города, так мастера «ленинградской школы» совершили открытие его живописной красоты.» [13] Ленинградская школа живописи в известном смысле противопоставлялась живописи московских художников, связанных с традициями «Союза русских художников» и «Бубнового валета», тем, что живопись её мастеров отличалась колористической сдержанностью, акварельной прозрачностью цвета, мягкими тональными отношениями. Общими для многих исследователей характеристиками ленинградской школы считаются: простота исполнения; широта живописного приема; принципиальное использование «быстрого письма»; обязательное сохранение плоскости картины; использование обобщенных форм; точное видение пропорций архитектуры; ограничение в цвете; значимость силуэта; использование прозрачных, серебристых, и мягких тональных гамм и размытых контуров предметов; стремлении работать внутри определённых границ или « канонов»; использование в живописи графических элементов. [14] Принцип работы этих художников в избранном ими жанре пейзажа определён Г. Трауготом: «Пейзаж по существу включает в себя мировоззрение эпохи». [15] Отличительным признаком школы было то, что пейзаж обычно создавался по воспоминанию, иногда это был один и тот же постоянно повторяющийся мотив, часто - вид из одного и того же окна. Н.Ф. Лапшин постоянно писал пейзажи из окна своей квартиры на набережной Мойки; так же и в большинстве своём пейзажисты ленинградской школы постоянно писали вид из окна своей мастерской - А. Е. Карев, А.И. Русаков, А. С. Ведерников, а также В. В. Лебедев.[16] Л.В. Мочалов первоначально определив ленинградскую школу живописи, как преимущественно пейзажную, неоднократно в своих статьях с 1976 по 2005 год, подчёркивает, что всё же неверно определять ленинградскую школу живописи как пейзажную, потому что художники школы работали в самых разных жанрах. Традицию ленинградской школы с конца 1940-х гг. поддержали также художники А.Д. Арефьев и Рихард Васми, испытавший прямое влияние Н.Ф. Лапшина. Книги, проиллюстрированные Н. Ф. Лапшиным (избранные)
1933, 1934, 1935, 1936)
1932, 1933, 1934, 1935; 1941)
Лгр., 1929
Примечания
Источники
|