Мастер истории Гризельды, или просто — Мастер Гризельды (итал. Maestro di Griselda, англ. Master of the Story of Griselda) работал в конце XV века в Сиене) — итальянский художник эпохи Ренессанса, сиенская школа. «История Гризельды»Даты рождения и смерти этого анонимного художника неизвестны, исследователи единодушны в определении периода его работы: около 1490 года — 1500 год. Столь краткая карьера объясняется либо внезапной смертью художника, либо тем, что известны только произведения одной из фаз его творчества. Имя Мастер истории Гризельды для автора трёх панелей-spalliere от кассоне из лондонской Национальной галереи предложил, основываясь на исследованиях Джакомо де Николо, в 1931 году Бернард Беренсон[1]. На панелях изображены сюжеты новеллы из книги Джованни Боккаччо «Декамерон» (Х день, 10-я новелла), очень популярной в живописи кватроченто. В ней рассказывается о простолюдинке Гризельде, вышедшей замуж за молодого маркиза Салуццо по имени Гвальтьери, который решил подвергнуть свою супругу жестоким испытаниям на верность. История благополучно заканчивается исключительно благодаря добродетелям Гризельды, её выдержке и стойкости. В трёх картинах из лондонской Национальной галереи[2] видна рука мастера, связанного с умбрийской живописной школой[3], поэтому первое время их считали работами или Пинтуриккьо[K 1], или Луки Синьорелли, или его родственника Франческо. В дальнейшем было выдвинуто несколько разных гипотез об авторах картин, но в итоге победила точка зрения, что это оригинальный сиенский мастер либо хорошо знающий работы Синьорелли, либо поработавший в его мастерской. Предполагается, что назидательные картины о верности Гризельды были заказаны богатым сиенским семейством Спанокки к свадьбе, и ранее украшали одну из спален в их особняке[K 2].
Другие произведения, приписываемые Мастеру истории ГризельдыИсследователи атрибутируют Мастеру Гризельды ещё несколько произведений. Речь идёт о знаменитой серии из восьми картин с аллегорическими изображениями достоинств, в создании которых приняли участие несколько лучших сиенских художников второй половины XV века. Это Маттео ди Джованни, написавший «Юдифь»[K 3], Нероччо де Ланди — «Клавдия Квинта», Франческо ди Джорджо — «Сципион Африканский», и Пьетро Ориоли — «Сульпиция» (Балтимор, Художественный музей Уолтерса). К этой серии принадлежат ещё четыре аналогичных произведения — «Артемизия» (Милан, музей Польди Пеццоли), «Иосиф Египетский» (Вашингтон, Национальная галерея), «Александр Великий» (Бирмингем, Институт Барбера), и «Тиберий Гракх старший» (Будапешт, Музей изобразительных искусств). По мнению одних специалистов, все четыре картины созданы Мастером Гризельды[6]. Другие же считают, что две из них — «Артемизию» и «Тиберия Гракха» Мастер Гризельды написал совместно с Синьорелли или художником его круга. В этих произведениях, также как в картинах с историей Гризельды, зрелая ренессансная живопись переходит уже в некую стадию своеобразного «маньеризма», когда постоянно повторяются S-образные изгибы фигур, а сами фигуры вытянуты до такого предела, что ещё чуть-чуть, и они станут карикатурными. Предполагается, что вся серия из восьми картин тоже была заказана к свадьбе одним из знатных сиенских семейств — Спанокки или Пикколомини.
Примечания
Литература
|