Вигорозо да Сиена (итал. Vigoroso da Siena; работал в последней четверти XIII века) — итальянский художник. Вигорозо известен в первую очередь как художник миниатюрист. Манускрипты с его миниатюрами есть в Венеции, Флоренции и Сиене. Кроме этого он занимался станковой живописью («Мадонна с младенцем и святыми» в Национальной галерее Умбрии, Перуджа.), в которой, следуя сложившейся в конце века в Сиене византинирующей традиции, Вигорозо был более консервативен, чем в миниатюре. На полиптихе стоит дата и подпись художника. Специалисты усматривают в нем влияние Гвидо да Сиена и раннего творчества Чимабуэ, для которого была характерна более архаичная трактовка изображения персонажей. На алтарной картине (в церковной классификации именуемой «досаль» - алтарный образ, написанный на одной доске, в отличие от триптихов и полиптихов), художник изобразил Мадонну с младенцем, по сторонам от которой Мария Магдалина, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и св. Юлиана. В верхней части – Благословляющий Христос и четыре ангела. Ранние исследователи (Гаррисон, 1949; Босковиц, 1973) считали, что произведение было создано ок. 1282 года, и видели в нём влияние живописи последователей Коппо ди Марковальдо. Лучано Беллози, исследовавший работу после реставрации в 1994г., констатировал, что она создана в 1291 году, и в ней ощущается влияние искусства Чимабуэ. До поступления в Национальную галерею Умбрии алтарный образ находился в церкви Колледжио делла Мерканция, однако присутствие на картине св. Юлианы свидетельствует, что ранее она украшала алтарь перуджийской церкви Санта Джулиана. Кроме этой единственной несомненной работы Вигорозо, ему приписывают «Мадонну с младенцем на троне» (125х63см; Мошано, ц. Сант Андреа), триптих из собрания Тиссена-Борнемисца, Мадрид (Мадонна с младенцем и восемь клейм: сцены страстного цикла, и пять апостолов), и икону «Богоматерь с младенцем» (109х73 см; местонахождение неизвестно). Однако эти работы не имеют чёткой атрибуции, и не все специалисты относят их к творчеству Вигорозо да Сиена. Великолепная миниатюра «Двенадцать апостолов» из коллекции Витторио Чини, Венеция, послужила отправной точкой для атрибуции серии миниатюр, исполненных на пергаменте водяными красками из Кабинета рисунков и эстампов, Флоренция, на которых изображены популярные сюжеты из Евангелия – Благовещение, Сретение, Принесение во храм и др. В лучших миниатюрах Вигорозо можно видеть причудливую изобретательность, характерную для ранней французской готики, с которой он, несомненно, был знаком. Литература
|