Александр Бренер |
Имя при рождении: |
Александр Давидович Бренер
|
Дата рождения: |
1957 год(1957)
|
Место рождения: |
Алма-Ата
|
Жанр: |
перформанс
|
Алекса́ндр Дави́дович Бре́нер (1957, Алма-Ата) — художник, один из лидеров московского акционизма, писатель.
Биография
Родился в Алма-Ате в семье профессора и преподавательницы литературы.
В 1974-78 годах учился в Казахском педагогическом институте имени Абая, окончил филологический факультет. С 1978 по 1980 год учился на филологическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена.
В 1989 году репатриировался в Израиль. В 1990—1992 годах работал ведущим критиком еженедельника «Бег времени», Тель-Авив, а также проводил уличные акции и перформансы. В 1992—1996 годах жил в Москве и действовал как поэт, художник, критик и теоретик, практик, например, в 1995 году в Елоховском соборе во время службы неожиданно выбежал к алтарю с криком: «Чечня! Чечня!»[1]. В том же году состоялось его эпатажное выступление на московском Bloomsday-95 в Доме писателей, о чем писала Виктория Шохина в статье "Эмпатия" ("Независимая газета" от 07.10.95г.)[2].
С 1997 года живет в Вене, Берлине и Лондоне, иногда приезжая в Россию.
Ряд художественных и литературных работ выполнил в соавторстве с художницей и автором Барбарой Шурц
В 1997 году в осуществил акцию в Стеделийк-музее: изобразил зелёной краской знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм». Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно[3]. Картина впоследствии была успешно отреставрирована.
Выставки, акции и перформансы
1989 год
- «Дом художника», групповая выставка, Иерусалим
1990 год
- «Dead-end Gallery», групповая выставка, Тель-Авив
1993 год
- «Война продолжается», Центр современного искусства, Москва
- «Мое Влагалище», галерея М. Гельмана, Москва
- «Труд и Капитал», Центральный дом художника, Москва
- Hamburg Art Messe, «Ты и Я — мы с тобой одной крови».
- Арт-Миф-3, «Искусство и Жизнь» (перформанс)
- «777 Послание издалека», галерея Аспекс, Портсмут, Англия; Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция; Художественный музей Рейкьявика, Исландия; галерея Нова, Братислава, Словакия; галерея Шторм, Амстердам, Голландия; галерея М. Гельмана, Москва
- Арт-Миф, Манеж, Москва
- «Конверсия», Центральный дом художника, галерея М. Гельмана, Москва
1994 год
- «Конверсия», Хельсинки
- «Посвящается Мао» (перформанс), ГУМ, Москва
- «Голод правит миром» (перформанс), Галерея М. Гельмана, Москва. Перформанс Олега Мавроматти с участием А. Бренера
- «Языки» (перформанс), McDonalds, Москва
- «Плагиат» (перформанс), ГМИИ им. Пушкина, Москва
- «Свидание» (перформанс), Пушкинская площадь, Москва
- «Снега Килиманджаро» (перформанс), Арбат, Москва
- «Последняя Истома», Галерея М. Гельмана, Москва
1995 год
- «Первая перчатка» (перформанс), Красная Площадь, Москва
- «No Man’s Land. Art from the New Abroad», Nikolaj Art Center, Копенгаген, Дания
- «Химеры, ко мне!», Центр Современного Искусства, Москва
- «Телесное пространство», ЦДХ, Галерея М. Гельмана, Москва
Публикации
Книги
- Бренер и Баембаев «Бонанза», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив, 1991
- Бренер и Баембаев «Секретная жизнь Буто», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив 1992
- Бренер и Баембаев «Манифест», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив, 1992
- Бренер и Баембаев «Японский Бог», Nenaebnaya Ptitsa Press, Тель-Авив, 1992
- Бренер и Баембаев, «Супер Вася», Nenaebnaya Ptitsa Press, Москва, 1992
- Бренер и Баембаев «Кладбище нудистов», Nenaebnaya Ptitsa Press, Москва,1992
- Бренер "Грудим, Album Press, Москва 1993
- Бренер, Пименов «Сумасшедший разведчик», Nenaebnaya Ptitsa Press, Москва,1993
- Бренер «Мое Влагалище», галерея М. Гельмана, Москва, 1993
- Бренер «Искусство Людей», Москва, 1993
- Бренер «Хламидиоз», Москва — Иерусалим, 1994
- Бренер «Интернационал неуправляемых торпед», Москва, 1996
- Бренер «Обоссанный пистолет», Москва, 1997
- Бренер, Шурц «Что делать? 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма», Москва, 1999
- Бренер, Шурц «Бздящие народы», Москва, 1999
- Бренер, Шурц «Татуировки на тюрьмах. Записки граффитистов», 2000
- Бренер, Шурц «Bukaka Spat Here», 2001
- Бренер, Шурц «ФАШИСТСКАЯ ПЛАНЕТА», 2002
- Бренер, Шурц «Апельсины для Палестины», 2002
- Бренер, Шурц «ТУК-ТУК! РУБИТЕ СУК!», 2003
- Бренер, Шурц «Римские откровения», Гилея, Москва, 2011
- Бренер «Проделка в Эрмитаже», Гилея, Москва, 2011
Публикации в журналах
- Бренер А. Открытое письмо Ю. Гавриленко // Художественный журнал. — N 1.
- Бренер А. Глорификация героев (рецензия на выставку) // Художественный журнал. — N 1.
- Бренер А. Как можно быть художником // Художественный журнал. — N 2.
- Бренер А. Культура и срыв // Художественный журнал. — N 3.
- Бренер А. Огонь по штабам // КОНВЕРСИЯ (каталог)
- Бренер А. Густав Великолепный (Г. Гурьянов) // Столица. — 1993. — N 1.
- Бренер А. Ню Беллы Матвеевой // Столица. — 1994. — N 1.
- Бренер А. За семь секунд до конца света (поэма) // Радек. — N 1.
- Бренер А. 22 тезиса к Нецезиудик // Радек. — N 1.
- Бренер А. Он уже здесь // Радек. — N 1.
- Бренер А. Культурное тело // Радек. — N 1.
Ссылки
Примечания
- ↑ «Убить постмодерниста»: «1995 год. Поэт Александр Бренер во время службы в Елоховском соборе неожиданно выбежал к алтарю и стал кричать: «Чечня! Чечня!» Позднее Бренер объяснил, что таким образом он пытался предложить себя прихожанам в качестве Иисуса Христа на том основании, что, во-первых, он — сын человеческий, во-вторых, ему 33 года, в-третьих, он — гражданин Израиля».
- ↑ Выступая На Bloomsday-95 после зачитанных по бумажке слов Джеймса Джойса он расстегнул ширинку, достал член и, размахиваая им перед публикой, переходя на крик, повторял имена ирландских писателей.
- ↑ Случаи вандализма в музеях
|