Давид Че́рный (чеш. David Černý; р. 15 декабря 1967, Прага) — один из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру. Произведения Давида Черного часто вызывали резкую критику общественности, тем не менее, ряд его работ, установленных в Праге, получили широкое признание и стали одной из ярких достопримечательностей чешской столицы. Биография и творчествоДавид Чёрный родился 15 декабря 1967 г. в Праге в еврейской семье. В 1996 гг. он окончил Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна. Первой работой Чёрного, вызвавшей широкий общественный резонанс, стала покраска в розовый цвет советского танка ИС-2, установленного на площади Кинских в пражском Смихове в память об освобождении Праги Красной армией в 1945 г. Эта акция состоялась в ночь с 27 на 28 апреля 1991 г. На крыше башни танка был установлен палец в виде фаллического жеста. По словам Давида Чёрного, его целью было высмеять символику советских военных памятников, трактуемую как угроза мирному населению силой. Советский танк в чешском сознании ассоциировался с танками на улицах Праги во время подавления Пражской весны 1968 г. и последующим «периодом советской оккупации» и уже не воспринимался как символ освобождения от фашизма. Тем не менее, акция Давида Чёрного была воспринята значительной частью общественности как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в 1945 г. и вызвала бурю возмущения, а сам художник был арестован за хулиганство. После официального протеста российского правительства танку на площади Кинских был возвращён первоначальный вид. Однако пятнадцать депутатов парламента в знак протеста против ареста художника вновь перекрасили танк в розовый цвет. В конце концов, Давид Чёрный был освобождён, а танк сняли с пьедестала и перевезли в музей военной истории в Лешанах у Тынца-над-Сазавой. Позднее художник выступил с предложением установки в Праге розового танка в качестве постоянного памятника, однако под давлением премьер-министра Милоша Земана и российского посла Василия Яковлева, пражская мэрия отвергла этот проект. В результате розовый танк Давида Чёрного некоторое время экспонировался в небольшом курортном городке Лазне-Богданеч, где до 1990-х гг. находились казармы советских войск, размещённых в Чехословакии. Благодаря розовому танку Давид Чёрный получил широкую известность в Чехии. В дальнейшем его творчество неизменно вызывало повышенный интерес, а иногда и возмущение общественности. К наиболее известным работам Давида Чёрного принадлежит, например, скульптура «Конь» (1999), изображающая Святого Вацлава, сидящего на брюхе своего мёртвого коня, подвешенного за ноги, и высмеивающая тот пиетет, с которым пражане относятся к знаменитому памятнику работы Йозефа Мысльбека на Вацлавской площади. Первоначально скульптура «Конь» располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, прямо противостоя своему прототипу, а в настоящее время она находится в пассаже «Луцерна» на Водичковой улице. Другой яркой работой Давида Чёрного являются скульптуры гигантских младенцев, лазающих по Пражской телевизионной башне в Жижкове, благодаря которым телевизионная башня превратилась в один из наиболее популярных туристических объектов Праги. Бурю возмущения консервативной общественности вызвала работа Давида Чёрного 2005 г. под названием «Акула», представляющая фигуру связанного полуобнажённого Саддама Хусейна, плавающую в стеклянном аквариуме, наполненном жёлто-зелёным раствором формальдегида. Эта композиция завоевала специальный приз на Пражском биеннале 2005 г. и являлась пародией на знаменитую работу Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». На демонстрацию «Акулы» Чёрного дважды налагался запрет: в Мидделкерке, Бельгия, и в Бельско-Бяла, Польша. Среди прочих произведений Давида Чёрного выделяются:
Ссылки
|