Павел Зальцман |
Автопортрет (1929). Бумага, графитный карандаш. |
Имя при рождении: |
Павел Яковлевич Зальцман
|
Дата рождения: |
2 января 1912(1912-01-02)
|
Место рождения: |
Кишинёв Бессарабия
|
Дата смерти: |
20 декабря 1985(1985-12-20) (73 года)
|
Место смерти: |
Алма-Ата
|
Гражданство: |
Россия, СССР
|
Профессия: |
художник, график, писатель,
|
Павел Яковлевич Зальцман (2 января 1912, Кишинёв Бессарабской губернии Российской империи — 20 декабря 1985, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П. Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1962).
Биография
Павел Зальцман родился в Кишинёве, младшим (третьим) ребёнком в семье кадрового офицера царской армии, к 1917 году — полковника 59-го Люблинского пехотного полка Якова Яковлевича Зальцмана (немецкого происхождения, 1868—1941) и Марии Николаевны Зальцман (урождённой Марии Самуиловны Орнштейн, еврейского происхождения, 1873—1941).[1] Вскоре семья перебралась в Одессу, а с 1917 года — скиталась по южной Украине, дольше всего задержавшись в Рыбнице и Одессе; и наконец, в конце августа 1925 года прибыла в Ленинград.[2]
Ленинградский период
После окончания последних трёх классов ленинградской 1-й советской средней школы работал иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий» (1927—1932). С 1928 года — стажёр, затем помощник художника на киностудии «Белгоскино».[3]
В 1929 году познакомился с П. Н. Филоновым, стал его последователем и членом группы «Мастеров аналитического искусства» (МАИ — школы Филонова), одновременно стал членом ЛОССХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР, 1932), однако после войны членство не возобновил.
В 1930-е годы Зальцман вместе с другими учениками Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала» (1932), проявил особенную склонность к портретистике.
С 1931 года работал на Ленфильме под руководством А. А. Арапова, был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934), Адольфа Минкина («Лунный камень», 1935), Эдуарда Иогансона («На отдыхе», 1936), Рафаила и Юрия Музыкантов («За советскую родину», 1937) и Александра Иванова («На границе», 1938). В 1932—1939 годах участвовал в киноэкспедициях на Урал, Памир, в Карелию, Забайкалье, Среднюю Азию.
В 1935 году женился на бывшей однокласснице Розе Зальмановне Магид. Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде в 1941 году. В 1941—1942 годах работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда, 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату.
Алматинский период
В Казахстане Павел Зальцман был распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию страны), располагавшуюся там в годы войны.
После окончания Великой Отечественной войны остался в Алма-Ате художником-постановщиком киностудии Казахфильм, с перерывом на время кампании по борьбе с космополитизмом (в 1955—1985 годах — главный художник киностудии). Был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Поэма о любви» (1954) и «Перекрёсток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии Казахфильм в Алма-Ате.
Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках левобережья Днестра и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов.[4]
Семья
Племянница П. Я. Зальцмана (дочь его старшей сестры Нины Яковлевны Лебедевой) — Татьяна Борисовна Струве (1922—2005) и её муж, протоиерей и врач Пётр Алексеевич Струве (1925—1968, внук П. Б. Струве) были участниками движения Сопротивления во Франции.
Изобразительные произведения
Графика и живопись Зальцмана находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, гравюрного кабинета Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея искусств народов Востока, Государственного музея искусств Казахстана и в частных коллекциях.
Литературное наследие
Писать стихи и прозу начал в 1930-х годах в Ленинграде под влиянием обэриутов. Публикации его литературного наследия, однако, появились лишь посмертно, в Израиле (где поселилась семья Зальцмана) и в России, под редакцией дочери художника Елены (Лотты) Зальцман (род. 1940), его зятя Алексея Зусмановича и внучки — искусствоведа Марии Зусманович. Книга избранных повестей, рассказов и стихотворений алма-атинского периода «Мадам Ф.» вышла в московском издательстве «Лира» в 2003 году, сборник поэтического наследия «Сигналы Страшного суда» был опубликован изательством «Водолей» в 2011 году, малая проза и роман «Щенки» остаются неопубликованными.
Книги П. Я. Зальцмана
- Калевала (с иллюстрациями Зальцмана и других). Academia: Ленинград, 1933.
- Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Онер: Алма-Ата, 1983.
- Каталог персональной выставки. Караганда, 1983.
- Альбом (под редакцией Баян Барманкуловой). Караганда, 1989.
- Pawel Zaltsman. Katalog der Ausstellung im Maison des Vaches: IZBA Verlag: Бланкенхайм, 1998.
- «Мадам Ф.» Лира: Москва, 2003.
- Сигналы Страшного суда. Поэтические произведения. Составление, комментарии и редакция — Илья Кукуй. Водолей: Москва, 2011. — 480 с. – (Серебряный век. Паралипоменон). ISBN 978-5-91763-056-4
- Щенки. Проза 1930—50-х годов. — Водолей: Москва, 2012. — 432 с. ISBN 978–5–91763–111–0
О П. Я. Зальцмане
- Павел Зальцман. Жизнь и творчество. Сборник статей (составитель Л. Зальцман, под редакцией Л. Юниверга и А. Зусмановича). Филобиблон: Иерусалим, 2007.
- Наталья Апчинская. Павел Зальцман. Каталог выставки «Средняя Азия — Москва — Иерусалим в творчестве еврейских художников» в Государственном музее Востока. Москва: ГМВ, 2008.
- Иллюстрации времени. Графические фантазии Павла Зальцмана. Каталог выставки галереи ГОСТ в Литературном музее (Москва). Авторы текстов — Елена Грибоносова-Гребнева (вступительная статья) и Илья Кукуй («Сигналы Страшного суда. Заметки о литературном творчестве П. Зальцмана»). Москва: Музей графики, 2008.
Фильмография
- 1931 — «Физика в политехнической школе» (учебный фильм)
- 1932 — «Личное дело» (совместно с С. Мейнкиным; режиссёры С. и Г. Васильевы)
- 1932 — «Анненковщина» (совместно с А. Араповым; режиссёр Н. Берсенев)
- 1932 — «Победители ночи» («О походе "Малыгина" в 1931 году»; совместно с Э. Раппопорт; режиссёры А. Минкин и И. Сорохтин)
- 1933 — «Частный случай» («Юность», «Карьерист»; режиссёр И. Трауберг)
- 1933 — «Лунный камень» («Памир»; совместно с Н. Фишманом; режиссёры А. Минкин и И. Сорохтин)
- 1936 — «На отдыхе» (режиссёр Э. Иогансон)
- 1937 — «За Советскую Родину» («Падение Кимас-озера», «Поход Антикайнена»; совместно с М. Цыбасовым; режиссёры Р. и Ю. Музыкант)
- 1938 — «На границе» (режиссёр А. Иванов)
- 1939 — «Хирургия» (совместно с С. Малкиным; режиссёр Я. Фрид)
- 1940 — «Переход» (режиссёр А. Иванов)
- 1941 — «Отец и сын» («Вагон уходит на заре»; режиссёры О. Сергеев и С. Якушев)
- 1943 — «Белая роза» (совместно с Моисеем Левиным; режиссёр Е. Арон)
- 1948 — «Золотой рог» (режиссёр Е. Арон)
- 1953 — «Поэма о любви» (режиссёры Ш. Айманов и К. Гаккель)
- 1954 — «Дочь степей» (режиссёры Ш. Айманов и К. Гаккель)
- 1955 — «Девушка-джигит» (режиссёр П. Боголюбов)
- 1956 — «Мы здесь живём» (совместно с Ю. Вайнштоком; режиссёр Ш. Айманов)
- 1956 — «Беспокойная весна» (совместно с Ю. Мингазитдиновым; режиссёр А. Медведкин)
- 1957 — «Ботагоз» (режиссёр Е. Арон)
- 1959 — «На диком бреге Иртыша» (режиссёр Е. Арон)
- 1960 — «Однажды ночью» (режиссёр Гинзбург)
- 1961 — «Песня зовёт» (режиссёр Ш. Айманов)
- 1962 — «Перекрёсток» (режиссёр Ш. Айманов)
- 1966 — «Там, где цветут эдельвейсы» (режиссёр Ш. Бейсембаев)
- 1966 — «По закону сохранения дум» (режиссёр А. Машанов)
- 1967 — «Репетиция» (режиссёр А. Машанов)
- 1969 — «Мелодии Казахстана»
- 1970 — «Аль-Фараби»
- 1972 — «Зима не полевой сезон» («Прыжок в неизвестное»)
- 1975 — «Аристотель Востока»
- 1976 — «Бросок, или всё начиналось в субботу» (режиссёр С. Райбаев)
- 1977 — «День рождения»
- 1978 — «Солнечный голос»
- 1981 — «Прощай, красавица»
Выставки
Персональные
- 1943 — Союз художников Казахстана, Алма-Ата
- 1971 — Союз архитекторов Казахстана, Алма-Ата
- 1981 — Союз художников Казахстана, Караганда
- 1983 — Союз художников Казахстана, Алма-Ата
- 1987 — объединение «Эрмитаж», Москва
- 1993, декабрь—январь — Дом художника, Иерусалим
- 1998, январь — «Maison des Vashes», Blankenheim, Германия
- 2004, декабрь — Еврейский культурный центр на Никитской, Москва
- 2005 — культурно-просветительское общество «Теэна», Иерусалим
- 2007, октябрь—ноябрь — «Живопись и графика Павла Зальцмана». Государственная Третьяковская галерея, Москва
- 2008, май — «Иллюстрации времени. Графические фантазии Павла Зальцмана». Галерея Г. О.С. Т. Государственный Литературный музей, Москва
- 2009, 14 апреля — 11 мая — «Идущие через ночь. Живопись и графика Павла Зальцмана». Государственный литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург[5]
Групповые
- 1935, 1936 — выставки ленинградских художников. Русский музей, Ленинград
- 1969, 1971, 1972, 1975, 1978, 1981, 1984 — всесоюзные выставки акварели
- 1976 — «Русский и советский автопортрет». ГТГ, Москва
- 1977 — «Советский портрет 1917—1977». Москва
- 1957, 1958, 1961, 1965, 1966—1985 — выставки Союза художников Казахстана
- 1987/1988 — «Мастера аналитического искусства». Ленинград—Москва—Киев
- 1989 — «100 лет русского искусства, 1889—1989». Великобритания
- 2008, июнь—август — «Средняя Азия — Москва — Иерусалим в творчестве еврейских художников». Москва, Государственный музей Востока
- 2008, ноябрь — «В Бухаре пускают змея. Советские художники 1930—1950-х годов в Средней Азии». Галерея на Солянке, Москва
- 2009, сентябрь — «Ню’N’Нью». Галерея Г. О.С. Т.
Ссылки
Примечания
|